Поскольку здравых аргументов в пользу такого положения дел найти сложно, лица, обслуживающие финансовую систему, пускаются в настоящую демагогию. Например, немецкое издание DW в статье «Падение лиры: почему Центробанки должны быть независимы от государства» так обосновывает эту необходимость:
Получается, если взять за скобки «нацистскую Германию», то подконтрольность ЦБ правительству на практике выглядит довольно эффективной. Но все перекрывают эмоции, что свидетельствует о банальном манипулировании.
Но поговорим об упомянутой Турции. Недавно там произошли интересные события. Эта страна последние несколько лет испытывает серьезные проблемы: курс лиры падает, растут инфляция и безработица, капитал убегает из страны, бюджет испытывает серьезный дефицит. Отметим, что все это происходит на фоне ухудшения отношений Анкары и Вашингтона. Президент Эрдоган демонстративно пытается проводить независимую от США политику, ярким маркером этого является его интерес к закупке российским систем ПВО С-400.
Весьма показательно, что «независимый» от правительства Центробанк Турции совершенно не помогает своей стране справиться с экономическим кризисом. Буквально пару месяцев назад ЦБТ поднял ключевую ставку с 17,75 до 24% годовых. Тамошняя «Набиуллина» поясняет, что запредельно высокая ставка должна победить падение курса турецкой лиры. Президент Эрдоган же считает, что действия местного ЦБ поставили крест на экономическом развитии Республики, что не даст шансов оправиться национальной валюте.
Правым в этом споре выглядит турецкий президент. Падение лиры приводит ко все большему выкачиванию капиталов из проблемной экономики в пользу США, поскольку имеющиеся активы предпочитают переводить в доллары. Де-факто «независимый» ЦБТ работает на стороне американского Минфина. Не исключено, что в дальнейшем ключевая ставка может вырасти вновь, что еще больше усугубит экономическую ситуацию, и ввергнет страну в политическую нестабильность.
Интересно, что попытался сделать в этой ситуации президент Эрдоган. Он поставил по главе Минфина личного преданного ему своего зятя Берата Албайрака, и тот попытался провести через парламент поправки в нормативную базу, регулирующую деятельность ЦБТ. В Турции местный Центробанк перечисляет часть своей прибыли государству в апреле. Из-за тяжелой экономической ситуации в 2019 году это было сделано ранее, в январе. Однако дело это не спасло: дефицит бюджета слишком велик.
Тогда с подачи Эрдогана его зять решил вновь воспользоваться резервами ЦБ и взять дополнительно порядка 6,6 миллиарда долларов. Минфин Турции внес поправки, согласно которым резервы ЦБТ были разделены на международные, предназначенные для исполнения им уставных функций, и «легальные» для прочих целей. Размер последних составляет внушительные 26,7 миллиарда долларов.
То есть, власти страны попытались взять из кармана «независимого» ЦБ столь необходимые государству деньги. Однако попытка национализации правительством хотя бы части накопленных резервов провалилась. Финансовое лобби оказалось столь сильным, что инициатива Минфина была заблокирована на уровне парламента. Турецкий пример наглядно показывает, как крупный капитал управляет всеми ключевыми финансовыми и политическими процессами.
Наша страна, к сожалению, не является исключением из данного правила. Сверхдоходы от продажи углеводородов ЦБ РФ и Минфином РФ направляются куда угодно, только не на развитие промышленного потенциала России и ее инфраструктуры. Ведь российский Центробанк официально не является государственным органом, а значит в принципе не может подчиняться государству. Следовательно, вопрос его национализации стоит так же остро, как и в Турции.