Широко обсуждается в последние дни заявление президента Чехии Милоша Земана в ПАСЕ. Выступая перед депутатами из стран ОБСЕ, он заявил, что присоединение Крыма к РФ — дело решенное, а Украине надо выплатить компенсацию — можно деньгами, а можно и полезными ископаемыми. Это необходимо, по его словам, чтобы избежать противостояния или может быть даже новой большой войны в Европе.
На другой день с той же трибуны слова своего коллеги прокомментировал Петр Порошенко. «Я решительно отвергаю утверждения тех, кто говорит о Крыме как о «завершенном деле», — заявил он, посчитав нужным подчеркнуть, что трибуна «ПАСЭ» создана «не для призывов торговать территориями за деньги, нефть или газ».
Не оставили без внимания слова Земана и другие украинские политики, некоторые из которых опустились чуть не до площадной брани.
Но обсуждая реакцию украинской стороны, почему-то мало кто уделял внимания на точку зрения стороны российской. А между тем, предложение Земана задевает Россию ничуть не меньше, чем Украину. О какой такой компенсации может идти речь, если всем известно, что Крым присоединился к России согласно волеизъявлению населения?
Исходя из этого, было бы совершенно неестественно, если бы такое заявление не было прокомментировано представителями России. Естественно, вскоре комментарий последовал.
Точку зрения российских властей высказал спикер президента России Дмитрий Песков, совершенно однозначно заявивший, что о каких-либо компенсациях Украине за Крым не может идти речи, так как «сама формулировка о том, что подобные действия могут урегулироваться каким-то выкупом, с нашей точки зрения, конечно, не совсем правильны, точнее говоря, совсем неправильны».
Счел нужным пресс-секретарь президента отметить и другой момент: «Легитимный орган Крыма — Верховный совет — принял решение о выходе из Украины на фоне переворота, который состоялся в Киеве, и на фоне угрозы экстремизма, которая развивалась на фоне этого переворота и частично, к сожалению, развивается и до сих пор».
Так что, можно считать, что комментарии Пескова расставили точки над i в вопросе о громком, но совершенно непродуманном заявлении господина Земана.