Видно было, что к выступлению в Страсбурге Петр Алексеевич, готовился основательно и возлагал на него большие надежды. Речь его перед депутатами ПАСЭ продолжалась около часа.
Но ничего нового он, конечно же, не сказал. Из уст президента Незалежной звучали все те набившие уже оскомину мантры: о непреходящем значении Украины для современного мира в целом и европейской цивилизации в частности.
Но результаты оказались совсем не такими, какие ожидал Порошенко. Скажем, вряд ли мог подумать, что резолюция Парламентской ассамблеи фактически запретит продлевать на 2018 год санкции против российской парламентской делегации.
Утешительно для президента хотя бы то, что речь пока не идет о снятии экономических санкций, но, по всей вероятности, недалеко и до этого: тенденция к улучшению отношений между ЕС и Россией наметилась.
Причина такой перемены в мыслях еврочиновников понятна – деньги: после того как Россия перестала выплачивать свой взнос на содержание ПАСЕ, ассамблея лишилась 10% бюджета. А уж потери от экономических санкций таковы, что вообще непонятно, как их не отменили до сих пор, ведь речь идет о сумме, превышающей сотню миллиардов долларов.
Европа некоторое время держалась, ставя свои принципы выше денег, но, без всякого сомнения, уже начала подумывать: а стоит ли Украина таких жертв?
На Ассамблее рассматривались вопросы, которые всегда приносили дивиденды Порошенко: Минские соглашения, Крым. Но общий тон обсуждения на этот раз был таков, что становилось ясно: готовится почва для действий, ведущих к окончательному и бесповоротному пересмотру политики в отношении Украины и России.
Порошенко очень старался, объясняя ЕС, что если он лишится поддержки Запада, то не усидит в президентском кресле. А его свержение будет знаменовать распад Украины, что в конечном итоге приведет к тому, что Россия вернёт себе контроль над западной частью постсоветского пространства.
Но Европа не желает слышать и понимать. Она всё это и так знает. У неё другие приоритеты. Теперь судьба Украины ничего для ЕС не значит. Её даже обменять у России на что-то толковое невозможно, ибо слишком слаба центральная власть — не сможет обеспечить выполнение договорённостей.
А Украина? А что Украина? Загнанных лошадей пристреливают. Впрочем, ЕС и не будет ею особо заниматься. Сама помрёт, а облегчать её страдания Европе ни к чему, не заслужила.
А Европе пора уже начинать дружить с Россией: там деньги, рынки, экономическая и военная мощь… Такое вот прагматичное отношение. Чего, впрочем, и следовало ожидать.