Падающий на протяжении всего года индекс доллара подхлестнул дедолларизацию в России. Прежде всего, борьба с нефтедолларовой зависимостью выразилась в увеличении закупок золота, что позволит РФ уже в первом квартале 2018 года превзойти по золотовалютным запасам Китай. Растущая проблема государственного долга США заставляет Москву страховать риск долгового кризиса, который грозит спровоцировать падение кредитных рейтингов для правительств по всему миру, включая Россию.
В настоящее время Россия занимает шестое место в мире по количеству золотых запасов, которые составляют 17% всех российских резервов. К этому показателю президент Владимир Путин шел целых 10 лет. За это время золотые запасы Банка России увеличились на рекордные 1250 тонн, с 450 до 1700 тонн, и продолжают расти. Таким образом, Кремль реагирует на резкое падение индекса доллара сразу на 10 пунктов, поскольку девальвация доллара приводит к сокращению валютных запасов.
При этом «золотая подушка» не единственный способ защитить российскую экономику от удешевления американской валюты. Во внешней торговле Москва также начинает постепенно использовать альтернативные инструменты – бартер и национальные валюты.
Начиная с октября, в Китае действует двусторонняя система денежных платежей в рублях и юанях, призванная уменьшить валютные риски в российско-китайской торговле. На бартерной сделке основана торговля России с Индонезией, которая ещё в 2015 году запретила использовать доллар для внутренних расчетов на своей территории, чтобы защитить суверенитет рупии. Взамен на индонезийские чай, кофе и пальмовое масло Москва отправляет оборудование и стратегические товары.
Таким образом, Россия вносит посильный вклад в набирающую обороты стратегию сокращения доли доллара в национальных экономиках. Однако глобальных масштабов дедолларизация сможет достичь лишь в том случае, если от доллара откажутся сами западные страны – на их долю приходится 49,4% долларовых расчетов. Понимая, что это вряд ли когда произойдет, Владимир Путин делает ставку на золото. Несмотря на то, что золото не используется к оплате инвесторами, только золото в условиях гегемонии доллара может защитить от грядущего американского долгового кризиса.
Главной проблемой дедолларизации является создание новой независимой системы ценообразования. Ведь монополия доллара в международной торговле держится на военной гегемонии США, которая и обеспечивает американской валюте большое политическое и экономическое влияние в мире. Все спотовые и фьючерсные рынки также находятся в США, при этом доллар является там номинальной валютой. Поэтому усилия российского лидера скорее носят локальный превентивный характер и направлены, в первую очередь, на защиту экономики России от предстоящего шторма на мировых финансовых рынках.
Тем не менее, не стоит сбрасывать со счетов меры РФ по сокращению зависимости от доллара, несмотря на слабый рубль и отраслевой характер российской экономики. В перспективе Москва рассчитывает распространить эту практику на весь экономический блок стран БРИКС, подавая своим союзникам пример совместно с Китаем. В запасе есть ещё 13,6% долларовых расчетов, приходящихся на страны СНГ. Во всяком случае, начиная с девятого саммита БРИКС в этом году, в России открыто заговорили об отходе от американской экономики, которая перестала быть движущей силой и оказывает теперь на мир исключительно паразитарный эффект.