На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Геополитика

25 391 подписчик

Зачем Китай незаметно скупил все постсоветское пространство, кроме России

Зачем Китай незаметно скупил все постсоветское пространство, кроме России
 

В статьях на экономическую тематику, публикуемых в отечественных СМИ нет-нет, да и можно натолкнуться на горькие сетования: «Пекин не торопится вкладывать собственные миллиарды в экономику России! В долг не дают, с инвестициями не рвутся… Чем же так не милы мы китайским товарищам?!» Однако прежде чем сокрушаться по данному поводу, следует для начала ознакомиться с интереснейшим исследованием, совсем недавно опубликованным коллективом экономистов из Германии и США.


Название его просто, как гвоздь, но при этом более, чем интригующе: «Кредитование зарубежных стран Китаем». В этом документе как раз и «разбирается по косточкам» вопрос касательно того, в экономику каких стран и на каких условиях текут полноводной рекой денежки из Поднебесной. Стоит ли огорчаться тому, что России в этом списке нет?

Неожиданные открытия…

Оказывается, согласно подсчетам, проведенным Кристофом Требешем, профессор Института мировой экономики в Киле, его соотечественником и коллегой Себастьяном Хорном из Мюнхенского университета и американкой Кармен Рейнхарт, представляющей в этой команде престижный Гарвард, за последние два неполных десятилетия Китай превратился едва ли не в главного кредитора планеты! Судите сами – если в 2000 году займы, предоставленные этой страной различным государствам, составляли менее 1% мирового ВВП, то уже в 2017 году эта цифра возросла до 6% и перевалила за 5 триллионов долларов. При этом, по утверждению ученых, данный показатель может оказаться заниженным чуть ли не в в разы. Проводя свои изыскания, они столкнулись тем, что, как минимум, половина китайских кредитов, адресованных развивающимся странам, выдается в обстановке строгой секретности, не позволяющей судить ни об их объемах, ни, тем более, о тех условиях, на которых предоставляются эти ссуды.

А оказывать «финансовую помощь» в Пекине предпочитают именно государствам этой категории, имеющим модель экономики, относящуюся к так называемой «переходной». Как правило, такие страны испытывают проблемы с доступом к мировым финансовым рынкам, а то и вообще лишены такового. Ну, не рвется тот же МВФ или ЕБРР вкладываться туда, где не только имя и должность главы державы, но и ее политический курс могут измениться буквально в любое мгновение, причем не путем «демократических выборов», а в результате очередного военного переворота. Например – в некоторые государства Африки. И вот тут на помощь как раз и приходят китайские товарищи. «Нужны деньги? Мы дадим! Только дверь поплотнее закройте – условия будем обсуждать…» Как-то примерно так это все и происходит. Сегодня перед Поднебесной в долгах, как в шелках такие страны Черного континента, как Республика Конго, Тонга, Джибути. Это – только самые серьезные должники. В общем и целом на Поднебесную приходится не менее четверти объема кредитования развивающихся государств. Тут Пекин уже уверенно опережает и Всемирный банк, и тот же МВФ.

Впрочем, нашу страну гораздо больше должен интересовать другой момент – в «топ-50» стран, более, чем плотно сидящих на китайской «кредитной игле» входят едва ли не все страны Центральной Азии, являющиеся бывшими республиками СССР. Это Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Киргизия. Последняя вообще умудрилась угодить в пятерку главных должников Поднебесной (вместе с Конго и Мальдивами). Объем ее кредитных обязательств перед Пекином составляет уже 30% ВВП страны. Впрочем, имеется гораздо более интересный пример – у самой близкой и братской России, без пяти минут «глубоко интегрированной в Союзное государство» Белоруссии этот показатель составляет 13%! Это, между прочим, намного превосходит уровень тех же Казахстана или Армении, которые успели набраться китайских займов менее, чем на 5% собственных ВВП. Таким образом, с полной уверенностью можно утверждать, что Поднебесная «тихою сапой», не афишируя собственные действия, а, наоборот, стараясь по максимуму оставаться в тени, прибрала к рукам большую часть того, что сегодня принято именовать «постсоветским пространством». Вопрос в том, зачем все это делается…

…И еще более неожиданные выводы

Естественно, в Китае, когда волей-неволей приходится вести речь о его массированных финансовых вливаниях в постсоветские страны Центральной Азии, стараются свести все к реализации программы «Один пояс-один путь». Мол, не нужны нам нищие и отсталые партнеры в этом проекте, который должен явить миру совершенно новую эпоху торговли и, вообще, сотрудничества между Востоком и Западом. Ну, как с такими работать? Звучит, вроде бы, гладко, вполне логично и обоснованно. Вместе с тем, ни в коем случае нельзя забывать о том, что те же Белоруссия или Киргизия являются, прежде всего, союзниками России, причем не только экономическими, но и военными – партнерство между нашими странами зафиксировано в рамках не только ЕАЭС – Евразийского экономического союза, но также и ОДКБ – Организации Договора о коллективной безопасности. И вот это уже заставляет задуматься весьма серьезно – в особенности, если вспомнить, во что вылились в свое время заимствования у китайцев Шри-Ланке. Когда у этой страны не оказалось достаточного объема средств для обслуживания своих долговых обязательств, в Пекине решили вопрос быстро и изящно – взяли в аренду на 99 лет недавно построенный морской порт, надо полагать, на исключительно необременительных для себя условиях.

Как бы китайские «пояс и путь» не превратился, упаси боже, в шелковую удавку на горле Минска или Бишкека! Прекрасно понятно, что в случае, когда объемы кредитования переваливают за определенную величину, возникает вполне закономерный вопрос: А кто, собственно, является хозяином страны? Речь тут уже может идти не только об экономических условиях, но и о требованиях политического и военно-стратегического характера. И попробуй не выполни… Как утверждают авторы упомянутого в начале статьи доклада, в процессе реструктуризации Китай уже списал своим заемщикам до трети их долгов. Однако, на каких условиях это было сделано – остается, воистину, тайной за семью печатями. Пока что геополитические интересы Москвы и Пекина совпадают – по крайней мере, по абсолютному большинству вопросов. Сближает страны и общее для них обоих противостояние с Соединенными Штатами, и целый рад других моментов. Однако, кто сказал, что так будет всегда?! Как бы нашей стране не стало неуютно в окружении «союзников», оказавшихся в положении тех, кто будет попросту вынужден выполнять любые требования, которые воспоследуют с китайской стороны.

Есть и еще один момент. Некоторые эксперты в области экономики время от времени выражают недоумение по поводу того, почему Китай, имеющий все более напряженные (особенно – в последнее время) отношения с Соединенными Штатами, отнюдь не рвется участвовать в давно назревшем процессе дедоларризации мировой экономики. Обычно в таком случае «кивают» на огромную сумму государственного долга США, долгие годы упорно и последовательно скупавшегося Пекином. Однако, упоминаемое выше исследование дает возможность взглянуть на этот вопрос с совершенно другой стороны! И сделать однозначный вывод: Китай является страной, едва ли не в наименьшей степени в мире заинтересованной не то что в крушении, но даже и в существенном ослаблении доллара! Вдобавок к кипе накопленных им «трэжерис» и колоссальному объему экспорта Поднебесной в США (опять же, долларовому), теперь необходимо прибавить еще и долги самых разных государств перед Пекином, исчисляемые все в тех же самых «зеленых». И в кого превратятся китайские товарищи, если доллар в один прекрасный день обретет свой реальный статус – пустой и ничего не стоящей бумажки? Правильно – в обладателей чертовой прорвы никому не нужных бумажек. Нищих обладателей, заметьте…

Так что Китай может раз за разом сходиться в «смертельных схватках» с США, они могут сколько угодно обкладывать друг друга таможенными пошлинами и матерными словами, но рассчитывать на Пекин в реальной борьбе против долларовой гегемонии Вашингтона России не стоит ни в коем случае. Да и вообще – при всех замечательных перспективах экономического сотрудничества с Поднебесной, Москве следует всегда помнить о главном: там всегда и везде будут отстаивать исключительно собственный интерес, при этом далеко не всегда видимый партнерам (во всяком случае, на первый их взгляд). Это ни в коем случае не говорит о том, что с Китаем не стоит строить прочные отношения и сотрудничать – еще как стоит! Просто не нужно питать иллюзий, и, тем более, переживать по поводу того, о чем переживать точно не стоит. Один из основных выводов, который прямо-таки напрашивается после ознакомления с исследованием герра Требеша и его коллег: китайские товарищи охотно вкладываются в экономики стран слабых, тех, с которых они смогут получить свое, что называется, любыми способами. Стоит порадоваться, что Россию к таковым в Пекине явно не причисляют.

 
 

Картина дня

наверх